Ассоциация глэмпингов
Состояние
глэмпинг-индустрии
09.02.2022
С появления первых глэмпингов в России прошло уже более 5 лет, и хочется зафиксировать важные вехи роста индустрии. На февраль 2022 года Ассоциация глэмпингов относит к глэмпингам 230 проектов в России. Из них круглогодичные 53%

Регионы лидеры по количеству глэмпингов.

69% из 230 глэмпингов расположены в 13 регионах России.

Глэмпинги существуют только 44 субъектах страны из 85.

После того, как городские жители провели прошлогоднее лето и этот коронавирусный год в заточении мегаполисов, особенно заметен спрос на экотуризм — возможность побыть на природе. А трудность выехать в Европу задает тон путешествий по нашей стране.
Если смотреть на мировой рынок, то нам повезло: мы видим востребованность глэмпингов в других странах (например, в Великобритании более 3 500) и можем учиться на чужих ошибках, ориентироваться на их удачный опыт и ретроспективно знать задачи, с которыми столкнутся предприниматели в России.
Сейчас рынок перешел из стадии зарождения к стадии формирования, и крайне важна вовлеченность всех участников сообщества: отзывы от гостей глэмпинга, диалоги с подрядчиками, производителями и понимание от госсектора.
Скачать исследование «Глэмпинг-рынок в России. 2021 год»
Проведено Ассоциацией глэмпингов совместно с Департаментом «Дирекция по развитию природных территорий и экотуризма» Фонда «Институт развития городов РТ»
Что такое глэмпинг?
Чаще всего вы слышите, что это «гламурный кемпинг». Слово «гламурный» дает противоречивые ассоциации, но если разобраться, то «glamour» переводится с английского, как «волшебство / шик / эффектность» и тогда концепция эстетики и гедонизма в отдыхе на природе становится понятнее. Если говорить, более академическими словами, то глэмпинг — это:
природная локация, (часто выбирается по принципу, что она настолько уникальна, что на ней невозможно разместить отель)
обеспечение максимальной сохранности естественного ландшафта и природы
некапитальные быстровозводимые жилые модули
повышенный по сравнению с кемпингом уровень комфорта
развитый сервис и многообразный спектр услуг по сравнению с кемпингом
культура эстетики и гедонизма
Увы, на рынке уже появились отрицательные отзывы гостей о формате глэмпинга из-за неверных ожиданий со стороны гостя или некачественно организованного проекта и выстроенных процессов. Поэтому некоторые высказывают мнение, что для подобных проектов стоит использовать название «бутик-отель». Но это понятие не верное для глэмпинга и может ввести в заблуждения гостя о том опыте и продукте, который он получит. Важно не искать новые названия уже существующему и «не изобретать велосипед», а обмениваться опытом и успешными практиками, совместно с Ассоциацией обучаться и совершенствовать свои проекты. Тем более зарубежный гость знает, что такое глэмпинг и чего в нем ждать, и это для нас большой плюс.
Ассоциация глэмпингов все 5 лет настаивает на написании «глЭмпинг», и если вы продвигаете ваш проект через интернет (а как еще?), то рекомендуем использовать такое написание, чтобы потенциальный гость вас легче мог найти, ведь глЭмпинг индексируется лучше
Статистика поисковых запросов на февраль 2022 через Яндекс
Почему мы говорим «глемпеЛьеры», а не «глэмпеНьеры»?
Так как глэмпинг — это понятие, смежное с отелем и кемпингом, то логика такая: кемпинг + отельер = глэмпельер.
Можно услышать разные вариации того, как называют основателей глэмпингов. Был даже вариант «глэмпенгисты». Отдельно хочется рассказать про слово «глемпеНьер», которое сообществом еще 5 лет назад не было принято из-за ассоциаций на слух со словом «пеньюар» и подобных. К тому же слово «глемпеНьер» менее аудиально красиво.
Какие глобальные сложности у основателей глэмпингов в России?
1. Земля
Начинать проект стоит не с концепции, а с подбора земли, так как ландшафт для глэмпинга имеет первостепенное значение и диктует свои условия.
Тщательно проверяйте документы и обязательно выезжайте на местность. Уточняйте ситуацию с местным населением: как ими используется эта земля (возможно, там проходит важная тропинка или расположено исторически сложившееся место для купания и т.д.). Учтите, что порой подготовка всех документов может занять год и больше.
2. Сезонность
Палатки хороши в сезон и межсезонье. В круглогодичных проектах лучше ставить домики, но зимние домики стоят значительно дороже, и не всякий предприниматель будет рисковать с зимним форматом. Зима у нас длится 5-8 месяцев, а отдыхать чаще гости хотят в тепле, но будет ли недешевый формат отдыха востребован зимой — в момент запуска не очевидно.
Решением может быть популяризация среди отдыхающих поездок выходного дня, и тогда рентабельность круглогодичных модулей будет выше.
3. Амортизация
В природной среде на поддержание в хорошем состоянии дорожек, модулей, мебели и т.д. денег надо значительно больше, чем в городском отеле. Не стоит экономить на материалах, обходить стороной известные технологии и стандарты работы с материалами — это заведомо приведет к бОльшим расходам в будущем.
4. Окупаемость
Загородный отель с небольшим числом номерного фонда — история довольно тяжелая в окупаемости, и только при соблюдении ряда условий реально работает. Например, удачное место с налаженным естественным трафиком гостей, качественно выстроенный маркетинг, умеренные капитальные затраты.
Для того чтобы развить финансовую грамотность и рассказать о нюансах данного бизнеса, Ассоциация ежегодно проводит профессиональный форум, где каждую тему разбирают подробно.
5. Персонал
Основатели глэмпингов с трудом находят мотивированных линейных сотрудников и управленцев на местах в регионах, которые бы хотели оказывать превосходный сервис. Помимо мотивации мало знаний, опыта и насмотренности.
Со своей стороны Ассоциация глэмпингов сотрудничает с вузами и факультетами гостеприимства и туризма — проводит просветительские лекции.
6. Недобросовестные подрядчики
Периодически в чате сообщества делятся отзывами о сорванных сроках поставок, не качественном товаре или о том, что компания-подрядчик пропала с деньгами и не выходит на связь. Маркетинговые компании, видя красивую картинку глэмпинга, берутся за проект и сливают бюджеты, а Управляющие компании не готовы к сложностям и объему работы, которая скрывается в закулисье идеального глэмпинга.
Радует, что на этом рынке, где основатели глэмпингов — первопроходцы, — принято обмениваться опытом и тем самым развивать прозрачность и профессиональный подход.
Чем занимается Ассоциация
С 2018 года мы единое окно по всем вопросам для тех, кто заинтересовался темой глэмпингов. После обращения к нам (через почту agr@glamping-association.ru) мы направляем к конкретным экспертам, даем методические материалы или соединяем с теми, кто может помочь решить вашу задачу.
Также Ассоциация занимается популяризацией глэмпинг-бизнеса, привлекает специалистов из смежных индустрий для помощи в формировании продукта и регулярно проводит образовательные мероприятия.
Ключевые события за 2021 год:
Выпущено первое в России объемное методическое пособие с пошаговым планом по запуску глэмпинга, разработанное совместно с Департаментом «Дирекция по развитию природных территорий и экотуризма» Фонда «Институт развития городов РТ».
Организован Акселератор для предпринимателей, в котором «за ручку» помогают запускать объекты отдыха. Акселератор может быть проведен по запросу региона.
Проведены выездные туры по глэмпингам с экспертами, которые также проводятся по запросу региона.
Выбраны Амбассадоры Ассоциации глэмпингов, которые взяли на себя миссию распространять идеи и ценности глэмпинг-бизнеса.
Прошел Ежегодный Форум Ассоциации глэмпингов.
Важнейшее направление деятельности Ассоциации — лоббирование интересов предпринимателей отрасли разных уровнях. Например, в 2021 году рабочая группа закончила формирование ГОСТа для глэмпингов, который предположительно утвердят в 2022 году. Он будет носить рекомендательный характер.
Кто участники сообщества Ассоциации глэмпинга
Ассоциация глэмпингов объединяет разных игроков отрасли, но в первую очередь фокус на предпринимателей, управленцев глэмпингами и тех, кто хочет стать владельцем глэмпинга и открыть свой проект. Этих людей объединяет любовь к природе, авантюризм, осознанность, ответственность и желание влюбить людей в страну через любовь к природе.
Чаще предприниматели сами заработали себе на свой глэмпинг и дифференцировались в основном из смежных бизнесов.
Больше половины глэмпингов в России — это проекты, которые запустили семьи. В хорошем смысле это мечтатели, которые выросли в предпринимателей. Например, Шикша , Холмы, A-glamp, Смородина, Альфа-глэмпинг, Хютте, Vezzika. Такие проекты имеют особое очарование и душевный сервис, и ощущение «shelter stay», где ощущаешь себя как дома среди своих людей.   
Сколько стоит создание глэмпинга
В 2021 году в смежной отельной индустрии активно обсуждалось мнение, что если ваши затраты на создание проекта составляют менее 50 млн рублей, то не стоит и начинать. А также утверждалось, что глэмпинг должен напоминать загородный отель. Мы не согласны с этими мнениями, потому что неудачность проекта или убыточность отеля напрямую не зависят от вложенных денег на строительство, а такие утверждения душат бизнес.
Конечно, каждому предпринимателю хочется иметь большие бюджеты, чтобы сделать свой бизнес лучше, но есть множество успешных кейсов, которые стартовали с меньшим бюджетом, пришли к рентабельности и окупаются. Некоторые из них сознательно не хотят создавать масштабные проекты, их не интересует создание сетей, франшиз. Интуитивно хочется разделить такие понятия, как «глэмпинг — как дело» и «глэмпинг — как бизнес», потому что 37% глэмпингов по статистике АГР состоят всего из 1-5 жилых модулей. Только 16 глэмпингов из 230 в России включают в себя больше 20 жилых модулей.
Действующие проекты камерных глэмпингов: Глоток воздухаАйвенго, Вдох, Круче дачи, Boho Camp, Эхо, Хюгге Кэмп. 
Если смотреть на зарубежный рынок, то там глэмпинги с небольшим номерным фондом особенно пользуются популярностью и отлично развиваются за счет аутентичного продуманного интерьера, локации и персонализированного сервиса. Также в них есть акцент на этичный подход — их основатели изначально искали комфортное для себя занятие, а не гнались за баснословными деньгами и не пытались урвать побольше куш на растущем рынке.
Примеры таких проектов: Huttopia Adirondacks, Aldeia da Praia, Glampotel Bridport
Хороший период окупаемости для глэмпинга — это 5 лет, за 1-2 года глэмпинг можно было окупить в первые годы их появления и в том случае, если глэмпинг — часть номерного фонда отеля, где отлажены все процессы и высокая загрузка.
В 2020-21 годах пандемия сыграла свою роль, и глэмпинги оказались особенно востребованы. Но параллельно выросли цены на строительные материалы, увеличилась конкуренция, и у людей в стране появился выбор локаций для отдыха. Поэтому важно грамотно работать над ценообразованием и оказывать достойный этих цифр сервис, чтобы не просто существовать, а развиваться и расти.
Сейчас можно увидеть, как запустив один объект, предприниматели хотят создать франшизу. Хотя нередко это бытовки с минимальным комфортом и бюджетом. Поэтому мы фундаментально считаем, что с сетями стоит подождать, чтобы не убить рынок и желание гостей ездить в места с названием «глэмпинг». Сложна не стройка (хотя тоже не простой этап), а операционка и снабжение, когда появляются рутинные процессы.
Хайп на глэмпинг-индустрии
Так как глэмпинг — это «новый черный», то внезапно появилось множество компаний, которые не понимают структуру и образ бизнеса, действуют в разрез с законодательством и этикой, но жаждя на этом рынке и на основателях глэмпингов заработать.
«Новый черный» — это термин, который пришел к нам из мира моды, но уже довольно давно закрепился практически во всех сферах нашей жизни, и означает он эдакий суперхит. Наибольшее внимание, наибольшие продажи, наибольший отклик в сердцах людей
Обязательно уточняйте у подрядчика его опыт в глэмпинг-индустрии и смежных отраслях, а также спрашивайте отзывы о нем в Чате АГР. Это сделает рынок прозрачным и усилит ответственный подход к работе. В феврале Ассоциация глэмпингов запустит сайт, где владельцы глэмпингов смогут открыто поделиться отзывами о подрядчиках.
Вместо заключения
Очень приятно видеть, как интенсивно и правильно мы растем: не без ошибок, но мы преодолеваем в итоге сложности и создаем проекты в природной среде, которые по масштабу и проработанности глэмпингов могут задать тон международному рынку!
По нашим исследованиям в 2022 году ожидается, что количество глэмпингов вырастет до 277. Нас много, а значит через нас проходит большое количество опыта в нашей нише и компетенций экспертов из смежных отраслей, кто занимается созданием экономики впечатлений — мы можем создавать впечатляющие проекты и вывести экотуризм на новый уровень!

Авторы: Жанна Кира, Ольга Майкопова, Венера Адамович, Ася Репрева