Тезис 4: «По подсчетам "Авито Путешествий", 26% от общего объема доступного для бронирования предложения данного формата в России приходится на Московскую область. Похожую тенденцию отметили аналитики "Яндекс Путешествий": 45% зарегистрированных на платформе объектов находятся в Москве, Санкт-Петербурге, прилегающих областях и в Краснодарском крае.», «Аудитория глэмпингов ограничена. В "Яндекс Путешествиях" обращают внимание на то, что большинство бронирований не предполагают размещения детей».
Ответ Ассоциации глэмпингов: Конечно, сегодня рынок характеризуется высокой степенью локализации. Например, около 15% глэмпинг локаций России расположены в Москве и области. Еще 10% (приблизительно) - в близлежащих регионах (Калужская, Тверская, Ярославская области). Это связано с тем, что новый продукт наиболее востребован (согласно концепции жизненного цикла товара) у более обеспеченного населения. Нет ничего удивительного, что на этапе становления рынка наиболее распространение продукт приобрел в регионах с наиболее высоким уровнем жизни и их спутниках.
Относительно малого количества семей с детьми в глэмпингах – да, это факт. Но нужно учитывать следующее: в России низкий показатель рождаемости, который страна не сможет быстро преодолеть даже с учетом мер, предпринимаемых правительством. Если опираться на прогноз, опубликованный РБК в 2023 году, до 2026 года показатели рождаемости в стране не изменятся, можно ожидать только снижения темпов сокращения. Согласно данным региональной статистики, мониторинг которых регулярно производится АГ в рамках операционных задач, наибольшее количество жителей регионов – люди в возрасте 50+, на втором месте – активная платежеспособная аудитория в возрасте 28-49 лет. Относительно этой аудитории численность детей (от 0 до 14 лет) – значительно ниже, в некоторых регионах – более, чем в два раза. Это говорит о том, что только каждая третья семья сегодня имеет детей, детородный возраст сместился в сторону увеличения. Таким образом, получаем порядка 50% населения в активном трудоспособном и платежеспособном возрасте, не имеющих детей и способных позволить себе отдых в ценовом сегменте Средний+, к которому относится глэмпинг сегмент. При этом, анализ структуры потребительских расходов на душу населения говорит о том, что рождение детей снижает объем потребительских расходов на человека в семье. Таким образом, высокий ценовой сегмент глэмпингов обуславливает контингент – семьи и пары без детей. Рост конкуренции, безусловно, приведет к трансформации продукта: снижению цены, увеличению количества мест на юнит, внедрению доп. предложения, понятного российским потребителям, привлечение людей в возрасте 50+ (например, через продажу подарочных сертификатов их платежеспособным детям), увеличения числа спальных мест на юнит, так как снижение цены на размещение в глэмпинге привлечет больше семей с детьми к такому формату отдыха. По оценкам экспертов АГ, такие трансформационные процессы ожидают рынок глэмпингов до 2027 года. Таким образом, в ближайшие годы можно ожидать трансформации рынка, а не его падения, как предрекают СМИ.
Кроме того, развивается удаленный формат работы. Людей, работающих дистанционно, становится больше. Поэтому формат сити брейков, одиночных путешествий и путешествий для двоих будет пользоваться спросом.
Первоначально предложение глэмпингов развивалось в регионах с высоким уровнем жизни, сегодня мы видим распространение глэмпингов на территории всей России, продукт заходит даже в регионы с самым низким показателем уровня жизни. Об этом говорит сопоставление показателя уровня жизни в регионах, вышедших на рынок глэмпингов в 2024 году (Таблица 2).
Это еще одна предпосылка к тому, что глэмпинг, как продукт трансформируется под требования «масс маркета» и приобретет черты, понятные потребителю в каждом конкретном регионе. Однако, нельзя допустить сокращения уровня сервиса и размывания границ концепции глэмпинг-продукта. В виду чего мы снова возвращаемся к вопросу о необходимости стандартизации на рынке глэмпингов.
Таким образом, утверждение о перенасыщении рынка безусловно, верно с точки зрения поверхностного анализа предложения. Однако, при ближайшем рассмотрении, проведенном в ходе анализа рынка глэмпингов России, Ассоциация глэмпингов видит проблему другого толка – необходимость стандартизации и ужесточения контроля за рынком глэмпингов в РФ, что позволит сделать даже поверхностно проводимые специалистами, далекими от реальных проблем рынка глэмпингов, обзоры более приближенными к реальности.
Кроме того, тезис о том, что крупные игроки не вышли на рынок также не соответствует действительности. На рынке наблюдается процесс формирования сетевых предложений. Примерами могут служить: глэмпинг «Точка Немо», «Лес и море», «Вилли Улей», «Аномалия» и др. Крупные игроки в России, в отличии от мирового рынка, пока не запускают самостоятельных глэмпинг проектов. Однако, на базе отелей активно развиваются самостоятельные зоны, фактически, представляющие собой глэмпинги.